среда, 25 октября 2023 г.

 Бентам, Иеремия, Bentham Jeremy (1748 1832)

 

 

Иеремия (Джереми) Бентам является одним из тех экстраординарных эксцентриков, которых всегда порождала интеллектуальная английская среда. Для большинства студентов в области общественных наук он является философом, основателем «утилитаризма» — а именно, веры в то, что каждое отдельное действие может подчиняться «расчетам счастья», количественному сравнению удовольствия и страданий; более того, он считал, что подобные сравнения могут быть суммированы среди отдельных людей в целях оценки общественного действия и каждое общественное действие должно оцениваться в терминах «наибольшего счастья для наибольшего количества людей». К сожалению, никто не может объяснить, как подобного рода грубый анализ затрат и выгод должен осуществляться в каждом отдельном случае, в результате чего подобные «расчеты счастья» стали вскоре упоминаться не иначе как со смехом и издевательским оттенком. Однако сам Бентам никогда не предполагал, что эти расчеты удовольствия и страданий могут быть более чем рабочей гипотезой для судей и законодателей; это был своеобразный призыв к прагматизму занять место доктрины «естественного права», которая главенствовала в дни жизни самого Бентама.

Кроме того, это был всего лишь один из элементов в программе законодательных и правовых реформ Бентама; другим и гораздо более важным элементом были его невероятно подробные схемы улучшения управления судами, тюрьмами, больницами и школами, расписанные вплоть до вида зданий, распорядка работы судей, начальников тюрем, врачей и учителей, и конкретного плана оплаты их труда. Когда он говорил о реформировании законов о бедности, Законов о фабриках или городской полиции, он предлагал точный план для организации новой службы и подробное описание административных шагов, необходимых для реализации предложенной реформы. Другими словами, он был «отцом» того, что сегодня называется общественным правом, а иногда наукой об управлении. Большинство из его идей были изложены на тысячах неопубликованных страниц в целях распространения среди немногочисленной группы его последователей и ключевых фигур, обладающих политическим влиянием. На протяжении своей жизни он действительно печатался очень мало, главным образом это были «Фрагмент о правительстве» (A Fragment on Government, 1776), «Введение в принципы морали и законодательства» (Ап Introduction to the Principles of Moral and Legislation,1780) и «Основы судебного доказательства» (Rationale of Judicial Evidence, 1827) под редакцией Джона Стюарта Милля*. Собрание его «Трудов» (Works) в 11 томах было опубликовано вскоре после его смерти, но даже оно содержало в себе меньше четверти его совокупного письменного наследия. (Последнее собрание сочинений «Труды и переписка Джереми Бентама» (Works and Correspondence of Jeremy Bentham), выпускаемое издательством Oxford University Press, планируется в 36 томах и вполне может стать более объемным). Короче говоря, он был одним из тех мыслителей, чье влияние не зависело от публикаций, а определялось личными связями. И это влияние было неоспоримым: почти все значительные английские административные реформы в гражданском и уголовном законодательстве в первой половине XIX века были реализованы благодаря работе энергичных учеников Бентама.

 

Среди его учеников были такие хорошо известные экономисты как Рикардо*, Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль. Тем не менее, влияние Бентама на экономические идеи трудно оценить. Во время своей жизни он опубликовал несколько высоко эффективных экономических памфлетов, таких как «В защиту ростовщичества» (Defense of Usury, 1790) и «Предложение без границ» (Supply Without Burthen, 1795), и ряд своих незавершенных экономических рукописей, ходивших среди друзей и сторонников. Все же его экономические идеи, как и многое другое, были так далеко впереди своего времени или, по меньшей мере, так не в духе того времени, что, несомненно, именно поэтому они оказали такое большое влияние на его сторонников. Например, он показал поразительную осведомленность о проблеме неполного использования ресурсов, и при защите денежной экспансии в целях обеспечения полной занятости он использовал ряд концепций, которые обладают родственным сходством с предложениями Дж.М. Кейнса, такими как тезаврация, вынужденные сбережения и равенство сбережений и инвестиций. Более того, он постепенно перешел от ранней фазы экстремального следования политике тори — отрицания того, что хотя бы денежный рынок должен регулироваться государством, — к столь же экстремальному следованию политике партии вигов — защите гарантированной занятости, минимальной заработной платы и многочисленных социальных льгот. Наконец, его размышления об измерении полезности, межличностных сравнениях полезности и принципе уменьшающейся предельной полезности, практически неизвестные его современникам, создали стимул для последующих поколений, и в случае с Джевонсом вдохновили его разработать теорию ценности, основанную на полезности.

 

Бентам получил образование в Вестминстерской школе, Лондон, и Королевском колледже в Оксфорде. После завершения образования в возрасте 18 лет, он читал курс права в Линкольнз-инн, Лондон (инн — школа подготовки барристеров — прим. перев.) Однако он никогда не практиковал как юрист, а воспользовался доходом от наследства, чтобы посвятить свою жизнь реформе английского общего права. Все его экономические работы были написаны за 18 лет — между 1786 и 1804 годами, после чего он все больше обращался к общим вопросам парламентской реформы, продолжая одновременно заниматься специфическими юридическими вопросами, включая написание целых конституций для новых государств в испаноговорящем мире. Он умер в возрасте 84 лет, прожив достаточно долго для того, чтобы увидеть некоторые их своих политических идей получившими воплощение в билле о реформе парламентского представительства 1832 года. Проживи он еще два года, он мог бы застать Закон об образовании 1833 г., Фабричный закон 1833 г. и новый Закон о бедности 1834 г. и прибавить их к своим достижениям.

 

Его завещание содержало большое наследство для Юниверсити-колледжа в Лондоне, института, который он помогал создавать, при условии, что его мумифицированные воском останки постоянно будут выставлены на видном месте. Юниверсити-колледж выполнял это условие больше века. Однако сегодня восковое изображение Бентама выносится только раз в год.

 

Литература: 

W. Stark (ed.), Jeremy Bentham’s Economic Writings, 3 vol. (Allen & Unwin, 1952); M.P. Mack, Bentham, Jeremy, International Encyclopedia of the Social Science, vol. 2, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968).

См. также:

 

Jeremy Bentham  (The History of Economic Thought website)

М.А.Сторчевой. Иеремия Бентам

Джон Стюарт Милль. Принципы политической экономии

Джон Стюарт Милль. О свободе

Марк Блауг. Милль, Джон Стюарт

В.М.Гальперин. Дифференциация доходов: хорошо это или плохо? (ЭШ, лекц.20.1)

П.А.Ватник. Виктор Валентинович Новожилов (ЭШ, «Имена»)

В.М.Гальперин. Введение (Микроэкономика, введение)

Иеремия Бентам, 1-4 главы. О полезности

М.И.Туган-Барановский. Очерк «Джон Стюарт Милль»

Йозеф Шумпетер. Джон Стюарт Милль (История экономического анализа)

Заметки: (см. Джон Стюарт Милль)

Презентация: (см. Джон Стюарт Милль)

Jeremy Bentham  (Stanford Encyclopedia of Philosophy)




Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

Экономическая школа 90

Комментариев нет: