воскресенье, 27 августа 2023 г.

 Боулдинг, Кеннет Эварт, Воиlding, Кеппеth Еwart (1910 — 1993)

 

 

Творчество Боулдинга на всем протяжении его долгой карьеры способствовало расширению предмета экономической теории и созданию некоей единой общественной науки, в которой традиционная экономика была бы лишь частью, хотя и весьма важной. Он родился в Ливерпуле, Англия, в 1910 г., в глубоко религиозной методистской1 семье, но в молодости присоединился к движению квакеров2 и всю свою жизнь оставался пылким, хотя и неортодоксальным христианином. Он поступил в Оксфордский университет

в 1928 г., окончил его в 1931 г. и сразу же — а было ему всего двадцать два года — опубликовал свою первую статью по экономике в престижном Economic Journal, который редактировал Кейнс. Затем исследовательский грант увлек его на другую сторону Атлантики, где он провел два плодотворных года в Чикаго и Гарварде. Проработав некоторое время в Эдинбургском университете, он вернулся на постоянное жительство в Америку, где стал преподавать в Университете Колгейта, штат Нью-Йорк (1937-41), Университете Фиска (1942-43), Колледже штата Айова и Университета Макгилла, Канада (1943-49), Университете Мичигана (1949-77), и, наконец, с 1977 г. — в Университете Колорадо, откуда и ушел на пенсию в 1980 г. В Университете Колгейта он опубликовал «Экономический анализ» (Economic Analysis, Harper, 1941; 4-е изд., 1966), вводный учебник, первая половина которого замечательна тем, что в ней демонстрируется, насколько далеко можно продвинуться в экономической теории, не используя никаких концепций кроме спроса и предложения. Странно, но в первом издании книги имя Кейнса даже не упоминается; оно появляется лишь во втором издании, опубликованном в том же году, что и более известная книга Самуэльсона «Экономика: вводный курс» (Economics: An Introductory Analysis, 1948). Книга «Экономический анализ» выдержала несколько переизданий и обрела свою окончательную форму в четвертом издании 1966 г., в котором Боулдинг, как и Самуэльсон до него, претендовал на гармоничный и прочный синтез кейнсианской и неоклассической экономической теории.

 

Во время второй мировой войны Боулдинг твердо придерживался идей пацифизма, и потому был вынужден уйти с занимаемой им в то время должности экономиста в секции экономики и финансов Лиги наций в Принстоне (1941-42). По окончании войны увидела свет книга «Экономическая теория мира» {The Economics of the Peace, Prentice-Hall, 1945), первая из целой серии книг, отличающихся характерным стилем Боулдинга — использованием простых моделей как метафор для изложения широких тем, расширяющим сами границы экономической науки. В работе «Перестройка экономической теории» (A Reconstruction of Economics, Wiley, 1950) автор пошел по новому теоретическому пути, сосредотачиваясь в большей степени на запасах, чем на потоках; в большей степени на активах, чем на доходах; в большей степени на долях заработной платы и прибыли в национальном доходе, чем на ценах труда и капитала. Книга осталась незамеченной, будучи слишком оригинальной и слишком расходящейся с кейнсианской модой того времени.

 

За год до этого он получил медаль Джона Бэйтса Кларка Американской экономической ассоциации, которой ежегодно удостаивался «американский экономист моложе сорока лет, сделавший общепризнанный вклад в развитие экономической мысли». Получив официальный «пропуск» в первые ряды выдающихся экономистов эпохи, он в своих исследованиях стал все дальше отходить от традиционной сферы интересов экономической науки. Книга «Организационная революция» (The Organizational Revolution, Harper, 1953) была совершенно нестандартной работой, в которой главным образом рассматривались этические проблемы большого бизнеса. Книга «Образ» (Image, University of Michigan Press, 1961) явилась вкладом в философию общественных наук. В ней исследовались образы, которые мы вызываем в своем воображении, занимаясь изучением общественного поведения. Далее последовали книги «Конфликт и защита: общая теория» (Conflict and Defence: A General Theory, Harper & Row, 1962), «Значение двадцатого века» (The Meaning of the Twentieth Century, Harper & Row, 1965) и «Экодинамика» (Ecodynamics, Sage, 1978). Все они отражали его неизменное стремление интегрировать экономическую концепцию ценового равновесия с биологической концепцией экологического равновесия. Его статья 1966 года «Экономическая теория звездолета «Земля»» (The Economics of the Spaceship Earth // Environmental Quality in a Growing Economy, ed. H. Jarrett, Johns Hopkins University Press), с впечатляющим представлением планеты Земля в виде закрытой системы, возможно, в большей степени, чем любая другая публикация, способствовала бурному развитию экономики окружающей среды в конце 1960-х гг. Позднее Боулдинг занялся в университете Колорадо написанием работы «Предисловие к экономической теории даров: экономика любви и страха» (A Preface to Grants Economics: The Economy of Love and Fear, Praeger, 1981). «Система обмена», которой занимается стандартная экономическая теория, утверждал Боулдинг, является лишь одним из трех основных способов организации общественной жизни. Другие два — это «система угроз» в виде войн и «объединяющая система» [integrative system] экономики благотворительности [grants economics] — односторонних актов передачи денег, товаров и услуг в виде государственных трансфертных выплат, наследств, благотворительных пожертвований и т.п. При этом подобные односторонние дары не являются исключением, они, скорее, представляют собой обязательное дополнение к двусторонним трансфертам «системы обмена». Их роль в современном хозяйстве и исследует экономическая теория даров.

 

Научное наследие Боулдинга огромно: более дюжины книг и более тысячи статей. Его «Собрание сочинений» (Collected Papers, ed. F. R. Glahe и L. Singell, Colorado Associated University Press, 1971, 1973, 1974,1975) составляет пять томов, и еще осталось немало мелких работ, которые вошли в шестой том: «Бестии, баллады и боулдинки» (Beasts, Ballads, and Bouldingisms, ed. R. P. Beilock, Transaction Books, 1980). Несмотря на часто проявляемое неуважительное отношение к стандартной экономической науке, в 1968 г Боулдинг был выбран президентом Американской экономической ассоциации. Он был также президентом Общества исследований по общей теории систем с 1955 по 1959 гг. и Ассоциации исследователей экономики благотворительности с 1970 по 1989 гг. Однако он заплатил высокую цену за широту своих интересов: коллеги-экономисты уважали его, любили его стихотворные опусы (которые он не переставал писать всю свою жизнь), но редко читали его книги с тем вниманием, которого те заслуживают. До сегодняшнего дня он остается Великим Аутсайдером среди современных экономистов, а его работы — гласом вопиющего в пустыне. Может быть, во всех его новаторских работах в области общей теории систем, экологических взаимодействий и т.п. его идеям не хватало связи с текущими проблемами и запаса пригодных для исследования гипотез, позволяющего образовать научную школу.

 

Литература: 

К. Е. Boulding, Kenneth Е. Boulding, в кн. A Biographical Dictionary of Dissenting Economists под ред. P. Arestis и M. Sawyer (Edward Elgar, 1992); К. E. Boulding, From Chemistry to Economics and Beyond, в кн. Eminent Economists: Their Life Philosophies под ред. M, Szenberg (Cambridge University Press, 1992).

С. E. Kerman, Creative Tension: The Life and Thought of Kenneth Boulding (Basic Books, 1974), ch. 5; L. Silk, The Economists (Basic Books, 1974), ch. 5; A. Rappoport, Boulding, Kenneth Ewart, в кн. J. Eatwell, M. Milgate и P. Newman, The New Palgrave: A Dictionary of Economics, vol. 1 (Macmillan, 1987).

 

________________

1 Методисты — протестантская конфессия, корни которой уходят к деятельности братьев Джона и Чарльза Уэсли (XVIII в.), которые

возглавляли небольшую группу студентов в Оксфордском университете. Члены группы считали самым важным личное благочестие (изучение Библии, молитвы) и дела милосердия (служение ближним, помощь нуждающимся и т.д.), чем и занимались по строгим ежедневным расписаниям, за что были прозваны «методистами». — прим. ред.

2 Квакеры — конфессия, зародившаяся среди английских протестантов в XVII в. и связанная с именем Дж. Фокса. Согласно

убеждениям квакеров, у каждого человека в душе есть «внутренний свет», «божественная искра», и Господь обращается напрямую к человеку через этот внутренний голос. Квакеры отказались от всех религиозных обрядов, от поддержки государственной церкви, боролись против любого неравенства людей. — прим. ред.

 

 

См. также:

 

Kenneth E. Boulding  (The History of Economic Thought website)

 

Kenneth E. Boulding. Notes on a Theory of Philanthropy

 

Боулдинг К. Э. Экономическая наука и социальные системы // Панорама экономической мысли конца XX столетия. Под ред. Д. Гринауэя, М. Блини, И. Стюарта. Пер. с англ, под ред. В. С. Автономова. Том 2. СПб.: Экономическая школа. 2002.

 

Боулдинг К. Э. Asset Identities in Economic Models

 

Kenneth E. Boulding. General Systems Theory. The Skeleton of Science

 

Kenneth E. Boulding. EARTH AS A SPACE SHIP

 

Kenneth E. Bouldiug. Factors Affecting The Future Demand For Education

 

Селигмен Б. Кеннет Е. Боулдинг: экономическая теория организации

 

Canterbery, E. Ray. BOULDING'S T, KALECKIAN POWER, AND MINSKY'S FRAGILITY HYPOTHESIS

 

KENNETH E. BOULDING. ECONOMIC DEVELOPMENT AS AN EVOLUTIONARY SYSTEM

 

Tracy Mott and Don Roper. Kenneth Boulding's Important Departures From Mainstream Economics

 

Марк Блауг. Kenneth E. Bouldiug

 

Joseph E. Pluta. Was Kenneth Boulding an Evolutionary Economist, a Systems Theorist, or Both?

 





Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

Экономическая школа 90


Комментариев нет: