суббота, 16 марта 2024 г.

 Аристотель, Aristotle (384-322 до н. э.)

Социально-экономические взгляды Аристотеля несколько отличались от взглядов его ближайшего предшественника Платона. Прежде всего, это касалось идеалов общественного устрйоства. Аристотель (метек, женившийся на дочери отпущенного раба) был свободен от аристократических предрассудков, которым был подвержен Платон. В связи с этим Аритотель исповедовал социальную философию близкую современной западной: идеализация среднего сословия (среднее сословие - наилучшее, я хочу быть средним в государстве').

Аристотель собрал огромный исторический материал о греческих городах-государствах, на котором была основана его теория государства. Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это - монархия, аристократия и 'полития' (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований.

Рассуждая о системе наук и месте экономической науки в ней, Аристотель разделял эту экономическу науку на две части: 'экономику' и 'хрематистику'. Обе части на самом деле предствляют собой прикладные дисциплины: первая - теорию домоводства (как и у Ксенофонта) а вторая - теорию бизнеса. Рассуждения о 'хрематистике' интересны тем, что в них Аристотель выражает свои взгляд на развитие торговли, обмена и денег (см. его произведение 'Об искусстве наживать состояние').

Впервые в истории экономической мысли у Аристотеля заходит раговор о пропорциях обмена благ - о теории ценности (см. 'Никомахову этику'). Аристотель пытается понять, почему определенное количество одного блага обменивается на определенное количество другого и предлагает найти нечто общее, что содержится в благах и даст возможность приравниванию их друг к другу в определенной пропорции. Поскольку в самих благах ничего общего нет, нужно рассмотреть еще и тех людей, которые участвуют в обмене - производителей этих благ. А у них есть общее - затраченный труд на произвоство этих благ. Следовательно, блага обмениваются пропорционально затрататам труда на их производство.

Не смотря на то, что Аристотель был менее аристократичен, чем Платон, он поддерживал идею изначального неравенства всех людей. Существует так называемое естественное право, которое объясняет 'попарное' устройство общества. Как писал Аристотель, ':необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может сущствовать друг без друга, - мужчину и женщину' и точно так же должны относиться между собой господин и раб.

Галерея экономистов

 

Литература:

 

Aristotle, 384 - 322 B.C.E. (The History of Economic Thought website)

Аристотель (Материал Википедии)

Aristotle (From Wikipedia)

Spencer J. Pack. Aristotle's Difficult Relationship With Modern Economic Theory

Аристотель. Никомахова этика

Аристотель. Политика

Dimitrios Nikolaou Koumparoulis. Aristotle’s Economic Thought

Аристотель. 'Политика', книга 1 (Галерея экономистов)

KIMBERLY K. SIMS. Political community and individual gain : Aristotle, Adam Smith and the problem of exchange




Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

Экономическая школа 90

Комментариев нет: