четверг, 30 мая 2024 г.

 Я́нош Карой Харшаньи, John C. Harsanyi (1920 – 2000)

 

 

 

Я родился в Будапеште, Венгрия, 29 мая 1920 года. Старшей школой, которую выбрали для меня мои родители, была лютеранская гимназия в Будапеште, одна из лучших школ в Венгрии, с такими выдающимися выпускниками, как Джон фон Нейман и Юджин Вигнер. Я был очень счастлив в этой школе и получил превосходное образование. В 1937 году, когда я ее окончил, я получил первую премию по математике на ежегодном конкурсе для старшеклассников, который проводился по всей Венгрии.

 

Мои родители владели аптекой в Будапеште, что позволяло нам жить в достатке. Поскольку я был их единственным ребенком, они хотели, чтобы я стал фармацевтом. Но лично я предпочел бы изучать философию и математику. Тем не менее, в 1937 году, когда мне действительно пришлось выбирать специальность, я выбрал фармацевтику в соответствии с пожеланиями моих родителей. Я сделал это потому, что Гитлер был у власти в Германии, и его влияние неуклонно росло и в Венгрии. Я знал, что, будучи студентом-фармацевтом, получу отсрочку от армии. Поскольку я был евреем по происхождению, это означало, что мне не пришлось бы служить в подразделении принудительного труда венгерской армии.

 

В результате я получил отсрочку от военной службы до тех пор, пока немецкая армия не оккупировала Венгрию в марте 1944 года. Затем мне действительно пришлось служить в трудовой части с мая по ноябрь 1944 года.

 

В ноябре того же года нацистские власти, наконец, решили депортировать мою рабочую группу из Будапешта в австрийский концентрационный лагерь, где в конечном итоге погибло большинство моих товарищей. Но мне посчастливилось сбежать с железнодорожного вокзала в Будапеште как раз перед отправлением нашего поезда в Австрию. Затем один отец-иезуит, которого я знал, приютил меня в подвале своего монастыря.

 

В 1946 году я вновь поступил в Будапештский университет, чтобы получить степень доктора философии по специальности "социология" и "психология". Поскольку я получил зачет за свое предыдущее образование в области фармакологии, я действительно получил степень доктора философии в июне 1947 года, проучившись еще всего один год и написав диссертацию по философии.

 

С сентября 1947 по июнь 1948 года я работал младшим преподавателем в университетском институте социологии. Там я познакомился с Анной Клаубер, студенткой факультета психологии, которая посещала курс, который я преподавал, и которая позже стала моей женой. Но в июне 1948 года мне пришлось уволиться из института, потому что политическая ситуация больше не позволяла им принимать на работу такого ярого антимарксиста, каким я был раньше.

 

И все же Энн продолжала учиться. Но одноклассники-коммунисты постоянно приставали к ней, требуя порвать со мной из-за моих политических взглядов, но она этого не сделала. Это заставило ее раньше, чем меня, осознать, что Венгрия становится полностью сталинистской страной и что единственным разумным выходом для нас было покинуть Венгрию.

 

На самом деле мы сделали это только в апреле 1950 года. Нам пришлось нелегально пересекать венгерскую границу по болотистой местности, которая охранялась хуже, чем другие пограничные районы. Но, несмотря на это, нам очень повезло, что венгерские пограничники нас не остановили и не открыли по нам огонь.

 

После нескольких месяцев ожидания в Австрии разрешения на посадку в Австралии мы действительно прибыли в Сидней, Австралия, 30 декабря 1950 года. 2 января 1951 года мы с Энн поженились. Ее неизменная эмоциональная поддержка и практический здравый смысл всегда были для меня большим подспорьем.

 

Поскольку мой английский был не очень хорош, а мои венгерские университетские дипломы не признавались в Австралии, в течение первых трех лет мне приходилось работать на фабрике. Но по вечерам я посещал курсы экономики в Сиднейском университете. (Я перешел с социологии на экономику, потому что нашел концептуальную и математическую элегантность экономической теории очень привлекательной.) Мне дали некоторый зачет за мои курсы в венгерском университете, так что мне оставалось еще два года курсовой работы, и я должен был написать магистерскую диссертацию по экономике, чтобы получить степень магистра. Я действительно получил ученую степень в конце 1953 года.

 

В начале 1954 года я был назначен преподавателем экономики в Квинслендский университет в Брисбене. Затем, в 1956 году, я получил стипендию Рокфеллера, что позволило нам с Энн провести два года в Стэнфордском университете, где я получил степень доктора философии по экономике, а Энн - степень магистра психологии. Мне посчастливилось работать с Кеном Эрроу в качестве консультанта и научного руководителя диссертации. Я получил большую пользу, обсудив с ним многие тонкости экономической теории. Но я также извлек существенную пользу, последовав его совету посвятить значительную часть своего времени в Стэнфорде изучению математики и статистики. Эти исследования оказались очень полезными в моей дальнейшей работе по теории игр.

 

В 1958 году мы с Энн вернулись в Австралию, где я получил очень привлекательную должность научного сотрудника в Австралийском национальном университете в Канберре. Но вскоре я почувствовал себя очень изолированным, потому что в то время теория игр была практически неизвестна в Австралии. Я обратился за помощью к Кену Эрроу. С его и Джеймса Тобина помощью я был назначен профессором экономики в Государственный университет Уэйна в Детройте. Затем, в 1964 году, я стал сначала приглашенным профессором, а затем профессором бизнес-школы Калифорнийского университета в Беркли. Позже мое назначение было распространено и на экономический факультет. Наш единственный ребенок Том родился в Беркли.

 

В начале 1950-х годов я опубликовал статьи об использовании функций полезности фон Неймана-Моргенштерна в экономике социального обеспечения и этике, а также об экономике социального обеспечения с переменными вкусами.

 

Мой интерес к проблемам теории игр в более узком смысле впервые был вызван четырьмя блестящими статьями Джона Нэша, опубликованными в 1950-1953 годах, о кооперативных и некооперативных играх, об играх с переговорами между двумя участниками и о стратегиях взаимооптимальных угроз в таких играх, а также о том, что мы сейчас называем равновесием Нэша.

 

В 1956 году я показал математическую эквивалентность моделей ведения переговоров Цойтена и Нэша и сформулировал алгебраические критерии для оптимальных стратегий борьбы с угрозами.

 

В 1963 году я применил концепцию Шепли к играм без переносимой полезности и показал, что моя новая концепция решения была обобщением как концепции Шепли, так и решения Нэша для ведения переговоров с переменными угрозами.

 

В статье из трех частей, опубликованной в 1967 и 1968 годах, я показал, как преобразовать игру с неполной информацией в игру с полной, но несовершенной информацией, чтобы сделать ее доступной для теоретико-игрового анализа.

 

В 1973 году я показал, что “почти все” равновесия Нэша со смешанной стратегией можно интерпретировать как строгие равновесия с использованием чистой стратегии в правильно выбранной игре со случайными колебаниями функций выигрыша.

 

Я также опубликовал ряд статей по утилитарной этике.

 

 

John C. Harsanyi (Материалы Нобелевского Комитета)

 

 

 

 

См. также:

 

 

 

 

John C. Harsanyi (The History of Economic Thought website)

Харсаньи, Джон (Википедиа)

John C. Harsanyi. (Prize Lecture)

Дж. Харшаньи, Р. Зельтен Общая теория выбора равновесия в играх

Faruk Gul. A Nobel Prize for Game Theorists: The Contributions of Harsanyi,

John C. Harsanyi. Essays on Ethics, Social Behavior, and Scientific Explanation, 1976

KENNETH J.ARROW. JOHN C.HARSANYI




Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

Экономическая школа 90

Комментариев нет: