четверг, 12 января 2023 г.

 

Фогель, Роберт У., Fogel, Robert W. (1926-2013)

 

 

Публикация книги «Железные дороги и американский экономический рост: очерки по эконометрической истории» (Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History, Johns Hopkins University Press, 1964) положила начало «клиометрике» или новой количественной экономической истории, которая соединила аксиомы неоклассической экономической теории и принципы статистического исследования, чтобы дать ответ на такие «неисторические» вопросы, как: каковы были бы темпы американского экономического роста, если бы железные дороги не существовали? Для тех, кто возражал против самой постановки вопроса, ответ состоял том, что все исторические исследования на самом деле ставят «неисторические» вопросы, хотя скорее косвенно, чем явно.

 

В оживленных дебатах, сопровождавших развитие новой экономической истории, Фогель стойко защищал свои методы, как явствует из работ «Реинтерпретация американской экономической истории» (Reinterpretation of American Economic History, Harper & Row, 1971), написанная в соавторстве с С. Л. Энгерманом, и «Научная и традиционная история» (Scientific History and Traditional History, Yale University Press, 1982), написанная в соавторстве с Дж. Р. Элтоном. Кроме того, пересмотрев все предшествовавшие исследования экономического влияния американских железных дорог в XIX веке, Фогель объединил усилия с С. Л. Энгерманом для нового исследования экономики американского рабства. Книга «На перепутье: экономика американского негритянского рабства» (Time on the Cross: The Economics of American Negro Slavery, Little, Brown, 1974), возможно, является наиболее дискуссионной книгой в американской истории, написанной по теме, известной неистовой полемикой. Поддерживая тезис классической статьи А. X. Конрада и Дж. Р. Мейера «Экономика рабства на довоенном Юге» (The Economics of Slavery in the Ante-Bellum South, Journal of Political Economy, April 1958), в которой опровергалась ортодоксальная точка зрения, согласно которой рабство было неэффективным и неприбыльным способом производства, Фогель и Энгерман обвиняли всех придерживавшихся ортодоксальной точки зрения в расизме и настаивали на том, что рабство было столь эффективным, что только внеэкономическая сила, такая как Гражданская война, могла вызвать его отмену. Их книга неоднократно переводилась на другие языки, и критическая литература о ней, выходившая еще почти десять лет, намного превосходит по объему саму книгу; см. его работы «Без согласия и контракта: рост и падение американского рабства» (Without Consent or Contract: The Rise and Fall of American Slavery, W. W. Norton, 1989) и «Без согласия и контракта: рост и падение американского рабства. Факты и методы исследования» в 2 томах {Without Consent or Contract: The Rise and Fall of American Slavery. Evidence and Method, 2 vols, W. W. Norton, 1991), написанные в соавторстве с С. Л. Энгерманом и др.

 

Было бы заблуждением описывать вклад Фогеля в экономическую историю как простую переинтерпретацию прошлого в интригующей манере. Значительная часть его исследований была сосредоточена на получении данных из исторических архивов: он реконструировал временные ряды для американской экономики начиная с XVIII века по таким переменным, как уровни рождаемости и смертности, уровень занятости женщин, показатели миграции, мобильности и сбережений.

 

Фогель родился в Нью-Йорке в 1926 г. Он получил степень бакалавра в Корнелльском университете в 1948 г., магистра — в Колумбийском университете в 1960 г., и доктора философии — в Университете Джонса Хопкинса в 1963 г. К тому времени он уже опубликовал свою первую книгу «Железная дорога «Юнион Пасифик»: история одного преждевременного решения» (The Union Pacific Railroad: A Case in Premature Enterprise, Johns Hopkins University Press, 1960). Он начал преподавать в Университете Джонса Хопкинса в 1958 г., но в 1959 г. перешел в Университет Рочестера. В 1964 г. он перешел в Чикагский университет, где стал профессором экономической истории в 1965 г. В 1968 г. он стал совмещать этот пост с должностью профессора в Университете Рочестера. В 1975 г. он оставил обе должности, чтобы стать профессором Гарвардского университета. Однако в 1981 г. он возвратился в Чикагский университет, чтобы стать директором Фонда Уэлгрина и директором Центра экономики народонаселения.

 

Он был президентом Ассоциации экономических историков в 1977 г., президентом Ассоциации историков общественных наук в 1980 г. и директором по исследованиям Национального бюро экономических исследований с 1978 г. Он был награжден Нобелевской премией по экономике в 1993 г. вместе с Дугласом Нортом. (См. Марк Блауг. Фогель, Роберт)

 

 

См. также:

Robert W. Fogel (The History of Economic Thought website

Prize Lecture. Lecture to the memory of Alfred Nobel, December 9, 1993

R.W. Fogel page at NBER

Diebolt, C; Haupert, M. "Clio's Contributions to Economics and History

Robert W. Fogel, Biographical

Латов Ю.В. Новая экономическая история Гражданской войны в Америке и ликвидации плантационного рабства

Robert William Fogel. A Quantitative Approach to the Study of Railroads in American Economic Growth: A Report of Some Preliminary Findings

Nobel Laureate Robert W. Fogel - Chicago Booth

ROBERT W. FOGEL. Catching Up with the Economy

Angus Deaton. The Great Escape: A Review of Robert Fogel’s The Escape from Hunger and Premature Death, 1700–2100

Claudia Goldin. Cliometrics and the Nobel

Robert William Fogel. A LIFE OF LEARNING

Robert W. Fogel. Economic Growth, Population Theory, and Physiology: The Bearing of
Long-Term Processes on the Making of Economic Policy

Марк Блауг. Фогель, Роберт

 

 

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90

Комментариев нет: