четверг, 25 марта 2021 г.


 ПРАВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ



Ричард Познер. Экономический анализ права. СПб.Экономическая школа. / Пер. с англ. под ред. В.Л.Тамбовцева, 2004, в 2-х т., Т.1. – 544 с.,Т.2. – 464 с.

 

Право и экономическая теория

 

То, что принимаемые государством законы и конкретные судебные решения влияют на экономику, люди знали давно. То, что уровень экономического развития страны воздействует на ее правовую систему, стало понятно еще в XIX веке. Однако тот факт, что и сама правовая система, и отдельные юриди­ческие принципы, и судебные решения, и решения людей обращаться в суд, и многие другие моменты функционирования права имеют четкие объяснения в рамках экономической теории, является результатом исследований эконо­мистов и правоведов последних нескольких десятилетий.

Классической работой в области экономического анализа права является книга Ричарда Познера, впервые изданная в США в 1972 году и выдержавшая с тех пор пять изданий. Будучи систематическим изложением экономическо­го подхода практически ко всем отраслям права, как гражданского, так и уголовного, а также процессуального, она сочетает в себе достоинства учебни­ка и научной монографии.

Еще одна важная особенность книги - простота изложения и обилие кон­кретных примеров, что делает ее доступной не только экономистам, но и юристам, знакомым только с самыми общими положениями современной эко­номической теории.

Хотя книга Р. Познера, — не только профессора, но и судьи, — сконцент­рирована на экономическом подходе к общему праву, большинство ее положе­ний может быть применено и к нормам кодифицированного права, существу­ющего в России.

Экономический анализ права, возникший в 70-х годах XX века, является сейчас одним из самых влиятельных направлений в юридической науке США и других стран Запада. Научные статьи, принадлежащие последователям этого направления, регулярно публикуют все зарубежные юридические журналы. В России это направление было практически неизвестно вплоть до несколь­ких последних лет, так что издание книги Р. Познера удачно восполняет этот пробел.

 

 

 

 

 

Содержание учебника

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90

понедельник, 15 марта 2021 г.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ФУНКЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА


Ричард Познер. Экономический анализ права. СПб.Экономическая школа. / Пер. с англ. под ред. В.Л.Тамбовцева, 2004, в 2-х т., Т.1. – 544 с.,Т.2. – 464 с.

 

 

 

Глава 7. Уголовное право

7.1. Экономическая природа и функция уголовного права   

Типы правонарушений, рассмотренные в предыдущих главах, глав­ным образом случаи неумышленного причинения ущерба и наруше­ния контрактов, подразумевают материальную ответственность правона­рушителя перед пострадавшим или запрещение в административном порядке повторения неправомерных (т. е. запрещенных) действий — но в любом случае только тогда, когда пострадавший подает иск в суд. Уголовные же преступления преследуются государством, и уго­ловного преступника принуждают заплатить штраф государству или применяют неденежные санкции, такие как заключение в тюрьму. Процедура судебного разбирательства в этих двух типах случаев так­же отличается, но рассмотрение процедурных различий мы отложим до главы 21. Ведь сейчас нас интересует, почему должны существо­вать определенные санкции, осуществляемые государством, для неко­торых типов неправомерного поведения и какие содержательные док­трины стоят за подобными санкциями.

 

7.2. Оптимальные уголовные санкции

7.3. Предотвращение преступления: законы о повторном совершении преступлений, попытка совершения преступления и заговор, пособничество и подстрекательство, рецидивизм, провоцирование преступления путем обмана

7.4. Преступные намерения

7.5. Безрассудность, небрежность и строгая ответственность

7.6. Освобождение от ответственности по принципу необходимости (вынужденности)

7.7. Меры предосторожности, принимаемые жертвами преступлений; провоцирование и контроль ношения оружия

7.8. Экономика организованной преступности

7.9. Война с наркотиками

 

 

 

 

 

Содержание учебника

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90

вторник, 9 марта 2021 г.

 

Общее право, история права и юриспруденция


Ричард Познер. Экономический анализ права. СПб.Экономическая школа. / Пер. с англ. под ред. В.Л.Тамбовцева, 2004, в 2-х т., Т.1. – 544 с.,Т.2. – 464 с.

 

 

Глава 8. Общее право, история права и юриспруденция

8.1. Неявная экономическая логика общего права

 

Для большинства юристов общее право представляется набором не­связанных друг с другом областей, каждая из которых имеет свою историю, лексику и запутанное нагромождение правил и доктрин. Действительно, каждая область может сама по себе рассматриваться как набор лишь незначительно связанных друг с другом доктрин. Тем не менее, мы видели, что право собственности (включая интел­лектуальную собственность), контрактное и торговое право, право ре­ституции и несправедливого обогащения, уголовное, семейное и мор­ское право могут быть сформулированы в экономических терминах, объясняющих основные доктрины, как субстантивные, так и коррек­тивные (remedial), в этих областях права, созданных (в значительной степени) судебной практикой.

 

8.2. Общее право, экономический рост и история права

8.3. Право и нормы поведения

8.4. Моральное содержание общего права

8.5. Моральная форма права

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебника

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90

понедельник, 8 марта 2021 г.

 

Регулирование трудовых отношений


Ричард Познер. Экономический анализ права. СПб.Экономическая школа. / Пер. с англ. под ред. В.Л.Тамбовцева, 2004, в 2-х т., Т.1. – 544 с.,Т.2. – 464 с.

 

 

Глава 11. Регулирование трудовых отношений

Если согласиться с тем, что профсоюзы по существу являются карте­лями работников и что Национальный акт о трудовых отношениях в сущности поощряет создание профсоюзов, то мы наблюдаем удиви­тельную противоположность антимонопольным законам, рассмотрен­ным в главе 10. Этот акт подобен Акту Шермана наоборот, разрабо­танному для поощрения картелизации рынков труда, тогда как сам Акт Шермана (и другие антимонопольные законы) разработан для сдерживания картелизации рынков продуктов. Исследуя эту особен­ность Национального акта о трудовых отношениях, мы сможем глуб­же понять экономическую сторону картелей и увидеть, что экономи­ческая логика права не всегда является логикой эффективности.

 

11.1. Особая трактовка трудовых монополий

11.2. Экономическая логика Национального акта о трудовых отношениях

 

11.3. Профсоюзы и производительность

11.4. Трудоустройство по желанию

11.5. Трудовое и антимонопольное законодательство

11.6. Минимальная заработная плата и соответствующее законодательство "об охране труда"

11.7. Дискриминация работников по расовым, половым и возрастным признакам

11.8. Федеральный закон о пенсиях

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебника

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90

четверг, 25 февраля 2021 г.


Регулирование коммунальных служб и общественного транспорта


Ричард Познер. Экономический анализ права. СПб.Экономическая школа. / Пер. с англ. под ред. В.Л.Тамбовцева, 2004, в 2-х т., Т.1. – 544 с.,Т.2. – 464 с.

Глава 12. Регулирование коммунальных служб и общественного транспорта

12.1. Естественная монополия

Ситуация,  в которой монополия неизбежна, так как является наибо­лее выгодным  способом организации отрасли, отображена на рис. 12.1.

Таким  образом, для существующей фирмы дешевле поставить дополнительные  единицы продукта не потому, что фирма более эффективна в том смысле, что  ее кривая издержек лежит ниже кривых издержек других фирм — кривые  издержек существующей и новой фирм на рис. 12.1 идентичны, — а потому,  что одна фирма может произвести весь объем выпуска, на который  предъявлен спрос, с более низкими издержками, чем несколько фирм. Эта  ситуация называется естественной монополией.

12.2. Регулирование прибыли и проблема разумного дохода

12.3. Другие проблемы, вызываемые попытками ограничить прибыль регулируемой фирмы

12.4. Регулирование стимулов

12.5. Регулирование структуры расценок и входа на рынок

12.6. Платное телевидение

12.7. Квази-налогообложение при регулировании (внутреннее субсидирование или перекрестное субсидирование)

12.8. Спрос на регулирование



Содержание учебника

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90 

воскресенье, 21 февраля 2021 г.

Выбор между государственным регулированием и общим правом

 

Ричард Познер. Экономический анализ права. СПб.Экономическая школа. / Пер. с англ. под ред. В.Л.Тамбовцева, 2004, в 2-х т., Т.1. – 544 с.,Т.2. – 464 с.

 

 

Глава 13. Выбор между государственным регулированием и общим правом

13.1. Оптимальное регулирование

 Монополии, загрязнение окружающей среды, обман, ошибки, плохое управление и другие печальные побочные продукты деятельности рынка обычно рассматриваются как отказы саморегулирующихся механизмов рынка и потому представляются подходящими случаями для введения государственного регулирования. Этот взгляд на проблему является заблуждением. Сбой обычно является сбоем рынка и правил работы этого рынка, предписанных общим правом. Например, загрязнение окружающей среды не считалось бы серьезной проблемой, если бы средства защиты, предусмотренные общим правом в случаях причинения вреда или нарушения чужого права владения, были эффективными методами минимизации издержек загрязнения. Выбор между свободным рынком и государственным регулированием происходит редко. Обычно он происходит между двумя методами государственного контроля: предлагаемой общим правом системой частного обеспечения соблюдения прав и административной системой прямого государственного контроля. И этот выбор должен зависеть от соотношения достоинств и недостатков этих методов в каждом конкретном контексте.

 

13.2. Снова об обмане покупателей

13.3. Обязательное раскрытие информации

13.4. Безопасность и здравоохранение

13.5. Снова о загрязнении окружающей среды

13.6. Обязательные взносы за тару

13.7. Кабельное телевидение: проблемы авторского права и локальной монополии

 

 

 

Содержание учебника

Вернуться

Координация материалов.Экономическая школа

Экономическая школа 90

суббота, 7 ноября 2020 г.



Что выгоднее, спрашивал А.С.Пушкин, - при одинаковой выручке от продажи книги, - выпустить меньше экземпляров и с более высокой ценой или наоборот - больше экземпляров по низкой цене?

 

 

 

Еще А. С. Пушкин задавался вопросом: «...что выгоднее   — напечатать 20 000 экземпляров одной книги и продать по 50 коп.  или напечатать 200 экземпляров и продавать по 50 руб.», ведь в обоих случаях выручка «книгопродавца» составит 10 000   руб.  

 

См. 10.3. Монополия в коротком периоде , (глава 10 учебника Микроэкономика)

В.М.Гальперин, С.М.Игнатьев, В.И.Моргунов Микроэкономика: В 3-х т. (Т.3 Сборник задач/ П.А.Ватник, А.П. Заостровцев.) - СПб: Экономическая школа ГУ ВШЭ, 2008

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа 

Экономическая школа 90

пятница, 27 декабря 2019 г.

Современная денежная теория (Modern Monetary Theory)






«Современная денежная теория» - неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. (П.И.Гребенников)
Господствующие ныне макроэкономические представления предполагают, что деньги являются товаром и возникли из бартерного обмена — грубо говоря, это универсальный товар, облегчающий процедуру обмена товарами и услугами на глобальной ярмарке.
MMT (Modern Monetary Theory) придерживается противоположного взгляда: деньги — это не товар, а долги, создаваемые государством. С их помощью, прежде всего, платятся налоги, которые каждый житель страны заранее «должен» государству.
Реальная механика создания денег выглядит следующим образом: правительство сначала совершает расходы, создавая деньги в процессе, и только потом собирает налоги, а не наоборот.
Теперь встает вопрос: зачем тогда правительство собирает налоги? Они необходимы для придания деньгам ценности. Другими словами, правительство выпускает деньги и говорит, что ими можно платить налоги, тем самым повышая спрос на деньги среди населения. Этот спрос, вызванный необходимостью искать валюту для уплаты налогов, и придает ценность деньгам. (Хазби Будунов)



См. также:
Современная денежная теория https://ru.wikipedia.org/wiki/Современная_денежная_теория
The new Modern Monetary Theory textbook – Macroeconomics – authored by myself, Randy Wray and Martin Watts, was published by Macmillan on February 25, 2019. http://bilbo.economicoutlook.net/blog/?page_id=33139
MMT и теория роста. Выводы для России (Виктор Тунёв)
П.И.Гребенников. В Конгрессе США



среда, 18 декабря 2019 г.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА (PRODUCT DIFFERENTIATION)



Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности:/Пер. с англ. под ред. А.Г.Слуцкого. СПб.:Экономическая школа, 1999. В 2 т. т.1. — 384с., т.2. — 592с.
В предыдущей главе было сделано допущение, что товары различных фирм, представленных на рынке, являются абсолютно взаимозаменяемыми. С точки зрения покупателя безразлично, товар какой фирмы он приобретает. Следовательно, если покупатели полностью информированы об альтернативных товарах, ни одна фирма не в состоянии установить цену, отличную от цен других фирм, действующих на рынке. Фирмы должны решить единственный вопрос: сколько товара поставить на рынок? Однако наш повседневный опыт показывает, что товары зачастую не имеют одинаковых характеристик. Даже явно стандартные изделия иногда поставляются из разных регионов, и какая-либо группа потребителей может считать один регион более предпочтительным, чем другой. Например, молоко, доставляемое на дом, значительно дороже такого же в супермаркете. Важной чертой дифференциации цен является тот факт, что в первом случае продавец несет транспортные расходы, в то время как во втором потребитель должен идти в супермаркет самостоятельно. Очевидно, что ценовая дифференциация будет как-то отражать относительные затраты в указанных случаях. Но очевидно и то, что оба — фирма — поставщик молока и супермаркет — обладают некоторой свободой в установлении своих цен. Однако местоположение — это только один пример того, каким образом продукты могут быть дифференцированы. Другие примеры включают различия в параметрах изделий, в качестве изготовления, дизайне и упаковке, а также в уровне услуг, предлагаемых совместно с товаром (например, техническая консультация, послепродажное обслуживание, гарантии).
Учет такого рода различий продукта для характеристики поведения фирмы, особенно в области ценообразования, стал важным вопросом в теории организации промышленности, по крайней мере со времени появления труда Чемберлина. В историческом обзоре главы 1 дан анализ дискуссии, начало которой положила эта работа. Современное переложение теории монополистической конкуренции дано в разделе 4.2 данной главы. Однако эта теория содержит некоторые непривлекательные черты, которые привели к различного рода попыткам более точного определения того, что же понимается под «дифференциацией продукта». Этот вопрос рассматривается в разделе 4.3, где, в частности, мы проводим различие между «горизонтальной» и «вертикальной» дифференциацией. Горизонтальная дифференциация заключается в сравнении товаров, требующих равного количества ресурсов для их производства, но отличающихся по дизайну. Типичный пример представляет собой ряд стандартных стиральных машин: все разработаны для выполнения одной и той же основной функции, но каждая модель может иметь отличительные особенности, которых нет у других, а если и имеются, то в меньшей степени. «Вертикальная» дифференциация, с другой стороны, относится к набору изделий, упорядоченных в соответствии с каким-либо качественным параметром, например надежностью или безопасностью пользования, причем большинство потребителей, если не все, согласны с таким ранжированием товаров. Лучшие по качеству товары требуют, естественно, больших затрат ресурсов, чем худшие. Если это положение не выполняется, то трудно поверить в то, что худшее изделие сможет выжить в течение длительного времени в том случае, если цена связана с затратами.
Имея разработанную в разделе 4.3 теоретическую структуру, в разделе 4.4 рассматривается ее приложение к ценообразованию. В разделе 4.5 изучается ее применение к стратегии ценообразования для входа на рынок дифференцированных товаров. Раздел 4.6 касается соответствующих эмпирических исследований. Поскольку теоретический анализ был разработан сравнительно недавно, число эмпирических исследований, в которых использованы достижения теории, незначительно. Поэтому и материал раздела ограничен.
См. также:
Harold Hotelling. Stability in Competition
В.М.Гальперин. Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция (Микроэкономика, гл.12)
Методы конкуренции (competition methods)
Продвижение товара (sales promotion)
Жан Тироль. Дифференциация продукта: ценовая и неценовая конкуренция
Вход на рынок (market entry) Выход с рынка (market exit)
Пятый выпуск серии «Вехи экономической мысли»
Уильям Дж.Баумоль. Детерминанты отраслевой структуры и теория состязательных рынков


воскресенье, 8 декабря 2019 г.

Современная денежная теория (Modern Monetary Theory, MMT)



Современная денежная теория (Modern Monetary Theory, MMT)


«Современная денежная теория» - неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. (П.И.Гребенников)
Господствующие ныне макроэкономические представления предполагают, что деньги являются товаром и возникли из бартерного обмена — грубо говоря, это универсальный товар, облегчающий процедуру обмена товарами и услугами на глобальной ярмарке.
MMT (Modern Monetary Theory) придерживается противоположного взгляда: деньги — это не товар, а долги, создаваемые государством. С их помощью, прежде всего, платятся налоги, которые каждый житель страны заранее «должен» государству.
Реальная механика создания денег выглядит следующим образом: правительство сначала совершает расходы, создавая деньги в процессе, и только потом собирает налоги, а не наоборот.
Теперь встает вопрос: зачем тогда правительство собирает налоги? Они необходимы для придания деньгам ценности. Другими словами, правительство выпускает деньги и говорит, что ими можно платить налоги, тем самым повышая спрос на деньги среди населения. Этот спрос, вызванный необходимостью искать валюту для уплаты налогов, и придает ценность деньгам. (Хазби Будунов)



См. также:
Современная денежная теория https://ru.wikipedia.org/wiki/Современная_денежная_теория
The new Modern Monetary Theory textbook – Macroeconomics – authored by myself, Randy Wray and Martin Watts, was published by Macmillan on February 25, 2019. http://bilbo.economicoutlook.net/blog/?page_id=33139
MMT и теория роста. Выводы для России (Виктор Тунёв)





четверг, 28 ноября 2019 г.



Заостровцев А.П. Теория общественного выбора: экономический анализ поиска ренты, бюрократии и диктатур. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 220 с.

ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДИКТАТУРЫ

В опубликованной в 2002 г. статье Таллок заметил: «В моей книге об автократии (книга вышла в 1987 г. - А.З.) я заявлял, что автократические правительства держат под своим контролем значительно более половины населения Земли. С тех пор это изменилось. Сегодня автократы контролируют немногим более половины населения мира».1 В то же время нельзя не обратить внимания на то, что и это не так уж мало, чтобы считать автократические режимы правления каким-то маргинальным явлением2 . Кроме того, не исключены и обратные тенденции, так как формирующиеся демократии не обладают достаточной устойчивостью3.
Таллок был первым из экономистов, кто обратился к изучению недемократических режимов4. Поднятые Таллоком вопросы стали предметами дальнейших, более развернутых и экономически
аргументированных исследований экономистов.
-------------------------
1        Tullock G. Undemocratic governments // Kyklos, 2002, vol.55 (1). P. 261.
2        Согласно последнему отчету организации Freedom House («Дом свободы») Freedom in the World 2009 («Свобода в мире 2009»), в 2008 г. в мире 42 страны (из 193-х) относились к категории
«несвободные». В них проживало 34% населения Земли (Puddington A. Freedom in the World 2009: Setbacks and Resilience [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://freedomhouse.org/report/freedom-world/freedom-world-2018).
3       В том же отчете отмечалось, что 2008 г стал третьим годом упадка глобальной свободы, несмотря на то, что скорость ее эрозии стала меньше, чем в предыдущие годы (Ibid ). В целом же,
если сравнить 1998 и 2008 гг., то количество свободных государств в мире в процентном отношении не изменилось (46%), частично свободных - выросло с 28 до 32% и несвободных - снизилось с 26 до 22% (рассчитано по: Ibid ).
4        Tullock G. The Social Dilemma: The Economics of War and Revolution. Blacksburg, 1974; Tullock G. Autocracy. Dordrecht 1987.






Экономическая школа 90

Обучение в сотрудничестве Cooperative learning



 Обучение в сотрудничестве Cooperative learning
Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Пер. с англ. 3. С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001 г. 256 с.
Книга представляет собой практическое руководство для учителей, использующих или желающих использовать в своей практике метод обучения в сотрудничестве (Cooperative learning). Пособие включает примеры разработок конкретных уроков по различным предметам школьной программы для начальной и средней школы.
Пособие сопровождается практическими рекомендациями авторов по планированию уроков с применением данных технологий. Для российских учителей данное пособие безусловно будет очень полезно.




КАК ДОБИТЬСЯ ОТЛИЧНОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Отнюдь не все группы могут быть названы «группами сотрудничества» (рис. 3.1). Поместить людей в одну комнату и сказать им, что отныне они будут работать (или учиться) вместе, — одного этого недостаточно для того, чтобы появилась команда. Несколько человек, работающих вместе, не всегда сотрудничают друг с другом. Разные ученические группы, группы, работающие над теми или иными проектами, всевозможные комитеты и «группы быстрого реагирования» — все это коллективы, но члены этих коллективов совсем не всегда сотрудничают друг с другом. Группы людей не становятся группами сотрудничества только потому, что кто-то назвал их именно так.
Авторы этой книги более 30 лет посвятили изучению групп, обучающихся в сотрудничестве. Чтобы выяснить, как именно используются группы в учебном процессе, а также где обучение в сотрудничестве приносит наилучшие результаты и почему, мы опросили тысячи учащихся и педагогов в разных странах. Результаты наших собственных исследований и работы других ученых позволили нам сделать вывод о том, что между структурой группы (уровнем сотрудничества ее членов друг с другом) и результатом ее деятельности (ее эффективностью) существует определенная связь, которая может быть выражена графически (рис. 3.2). Кривая, представленная на рис. 3.2, отчетливо демонстрирует различие между традиционными группами, существующими в классах, и группами, обучающимися в сотрудничестве, и подтверждает тот факт, что успехи группы зависят от ее структуры.
Группа, члены которой совершенно не заинтересованы в том, чтобы сотрудничать друг с другом, хоть она и создавалась именно для обучения в сотрудничестве, может быть названа псевдо-группой. Члены такой группы встречаются друг с другом, но не желают ни вместе работать над заданиями, ни помогать друг другу в учебе. Нередки случаи, когда они просто мешают один другому, плохо согласовывают свои действия, расхолаживают друг друга, вводят друг друга в заблуждение, и при этом кто-то обязательно отлынивает от работы и старается «проехаться за чужой счет». В итоге — результат псевдогруппы гораздо хуже тех результатов, которых достигают «одиночки».

Основными элементами, без которых невозможна плодотворная коллективная работа, являются:
—      позитивная взаимозависимость;
—      стимулирующие межличностные отношения;
—      персональная и коллективная ответственность;
—      использование социальных навыков;
—      правильная организация коллективного труда.







Продолжение текста







Экономическая школа 90

Координация материалов. Экономическая школа